- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ -
ЕСЛИ РЕБЕНОК ЗАИКАЕТСЯ…
Одной из форм речевых расстройств является заикание. Сегодня мы остановимся на этой проблеме более подробно, так как с каждым годом процент таких пациентов увеличивается.
Что такое заикание?
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
Ребенок, страдающий заиканием, не способен свободно, без напряжения высказываться.
Каковы причины заикания?
Причиной заикания является ослабленность центральной нервной системы вследствие родовой травмы и частых заболеваний первых лет жизни, это и является предрасположенностью к недугу. При обследовании заикающихся детей находят признаки внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.
Провоцирующие факторы это:
- испуг
- длительная психическая невротизация
- изменение жизненных условий в худшую сторону
- большая речевая нагрузка у детей с рано развившейся речью
- бурно развивающаяся речь у детей, поздно начавших говорить
- психоэмоциональные потрясения
Нередко заикание развивается у детей робких, неуверенных в себе, застенчивых, тревожных, у них, как правило, возникают реакции паники, недовольство собой, колебания настроения, эти дети отличаются невыносливастью к нагрузкам и утомляемостью. Также в ряде случаев фоном для заикания может стать психический инфантилизм (незрелость психических процессов). Такие дети отличаются беззаботностью, необязательностью, легкомыслием.
В каком возрасте чаще всего возникает заикание?
Чаще всего в возрасте от двух до пяти лет. В этот период идет формирование речевой функции, она еще довольно хрупкая, поэтому «поломки» возникают в этот период. У мальчиков заикание возникает чаще, так как в речевом отношении они оказываются слабее девочек, а так же они отличаются меньшей эмоциональной устойчивостью.
Можно ли помочь заикающемуся ребенку?
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания.
На какие признаки следует обратить внимание:
- ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от нескольких часов до суток), затем вновь начинает говорить, но уже заикаясь. Если обратиться до момента заикания, то его можно предотвратить
- употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)
- повторение первых слогов или целых слов в начале фразы
- затруднение перед началом речи
Какие существуют формы заикания
Невротическое заикание
Для этой формы характерно:
· отсутствие какого-либо органического поражения цнс
· до развития заикания речевое развитие идет по возрасту
· развивается остро, реже постепенно
· связано с психотравмирующей ситуацией
· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит тонический характер
· течение с ремиссией (светлые промежутки)
Эти дети отличаются неуверенностью, тревожностью, они плохо переносят духоту, транспорт, у них отмечается повышенная потливость, не редки различные страхи.
Невроподобное заикание
· в этом случае имеет место поражение цнс (рассеянная симптоматика церебрального резидуального характера)
· до развития заикания возможно задержка речевого развития, легкая дизартрия
· развивается постепенно
· нет связи с психотравмирующей ситуацией
· судорожное состояние мышц речевого аппарата носит клонический характер
· течение стойкое
По характеру заикание подразделяется на тоническое, клоническое и смешанное (тонико-клоническое).
Как все-таки можно помочь заикающимся детям?
Прежде всего, необходимо объединение усилий разных специалистов и родителей.
Во-первых, необходима консультация врача психоневролога, который назначит успокаивающие средства, снимающие спазмы речевых мышц. Он же объективно оценит обстановку в семье и подскажет воспитательные «подходы».
Во-вторых, привлечение к лечению детей с заиканием психолога. С учетом характерологических особенностей детей психолог научит поведению в разных жизненных ситуациях.
В-третьих, необходима помощь логопеда. Логопедических методик много, все они существенно отличаются друг от друга. Одни специалисты предпочитают щадящие формы терапии. Другие логопеды предпочитают жесткую требовательность, стрессовые воздействия, упорные тренировки по технике речи.
Особую популярность в последнее время приобрели психотерапевтические методики. С позиции этих методик заикание рассматривается как не как симптом заболевание, а как поведение, которое моно изменить. Все усилия врачей направлены на то, чтобы убедить заикающихся говорить свободно и уверенно, без страха и «торможения».
Частым приемом в преодолении заикания является отвлечение внимания. Заикающихся детей учат говорить медленно, нараспев, одновременно с ритмическими движениями рук или пальцев, что отвлекает от пристального внимания к собственной речи.
Для лечения заикания используется широкий спектра физиотерапевтических процедур (электросон, электрофорез с разными лекарствами), лечебная физкультура, рефлексотерапия (прижигание, растирание, давление, воздействие аппаратами и укол иголкой в биологически активные точки).
Какие существуют профилактические мероприятия?
1. Предупредить отрицательные воздействия на ребенка после его рождения
- беречь от ушибов голову
- содержать в порядке носоглотку, ротовую полость
- не допускать хронических заболеваний
- своевременно проводить лечение и т.п.
2. Учитывая то, что устная речь развивается по подражанию, желательно ограничить общение детей с лицами с заиканием, тахилалией (патологически ускоренным темпом речи), спотыканием и другими нарушениями речи.
3. Стимулируя детей к общению, следует их удерживать от слишком обильной речевой продукции.
4. Особый подход необходим к нервно предрасположенным детям:
- спокойная обстановка
- ограничить речевое общение, шумные игры
- не баловать новыми игрушками
- избегать по возможности большого общества вокруг них
5. Учитывая то, что заикание и его рецидивы часто возникают при поступлении в школу, профилактические мероприятия необходимы в этот период:
- создание благоприятной обстановки в классе вокруг ребенка
- нужно избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам
6. Имеет свои особенности и пубертатный период. Любые отклонения в нервно-психическом состоянии подростка, перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послужить причиной возникновения заикания или его рецидива.
Профилактика рецидивов исходит из причин их возникновения
- улучшение социально-бытовых условий
- прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий
- диспансеризация
- перевоспитание личности заикающегося
- лечение хронических заболеваний
- -соблюдение режимных моментов (сон, питание, отдых)
- имея не устраненный травмирующий фактор (например, заикающиеся мать или отец), постоянно проводить профилактическую работу в процессе в процессе логопедических занятий и после их окончаний.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
· Необходима спокойная обстановка в семье.
· Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту.
· Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать чувство постоянного страха у ребенка.
· Нельзя позволять детям часто и долго смотреть телевизионные передачи (особенно те, которые не соответствуют их возрасту).
· Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять их прихоти, так как отказы в дальнейшем могут стать психической травмой.
· Требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать возрасту, быть постоянными со стороны членов семьи, а также за пределами ее (сад, школа).
· Нельзя пугать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении (особенно в плохо освещенном или темном). Если вы хотите
наказать вашего малыша, лучше заставьте его посидеть спокойно на стуле и т.п.
· В период выздоровления после перенесенного заболевания не перегружайте ребенка просмотром телепередач, чтением и т.п.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
· При поступлении заикающегося ребенка в детский сад или школу в первую очередь нужно установить связь с родителями, выяснить причины заикания.
· Постарайтесь проявить к такому ребенку больше внимания, наладьте с ним контакт, проследите, чтобы его не дразнили дети. Не фиксируйте внимание ребенка на недостатке.
· Говорите с ребенком четко, плавно, не торопясь (ни в коем случае не по слогам и не нараспев).
· Будьте одинаково требовательны к ребенку.
· Нельзя вовлекать детей с заболеванием в возбуждающие игры и в те игры, где от участников требуются индивидуальные речевые выступления.
· Полезно привлекать ребенка к участию в играх, где требуются хоровые ответы.
· Нельзя спрашивать детей с заиканием первыми на уроках.
· Если ребенок начал говорить запинаясь, нужно помочь ему произнести слово или отвлечь его внимание.
· Нужно вселять уверенность в силы ребенка, не лишать его возможности принимать участие в праздниках. Дайте возможность спеть песню, прочитать стихотворение.
· Заикающемуся ребенку полезны занятия пением, музыкой, танцами. Это способствует развитию речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Не препятствуйте ребенку в этом.