- ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ -
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Очень часто к неврологу обращаются родители с жалобами на то, что их ребенок для своего возраста говорит мало слов, что его речь непонятна, что он не может свободно, без напряжения высказаться. Все эти проявления речевых нарушений…Сегодняшний наш разговор на эту тему.
Что такое речь?
Речь-это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Что оказывает влияние на формирование речевых нарушений?
Среди неблагоприятных факторов можно отметить:
· Токсикозы беременных
· Хроническая гипоксия плода
· Острые и хронические заболевания матери в период беременности
· Легкая асфиксия
· Родовые травмы
· Острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.
Воздействие этих факторов приводит к возникновению ряда специфических особенностей в развитии детей, в том числе и в речевом развитии.
Существуют ли какие-либо нормы развития детской речи, на которые родителям стоит обратить внимание?
Да, такие нормы существуют. Это помогает специалистам как можно раньше выявить первые признаки речевых нарушений.
Этапы развития речи у детей:
От 0 до 1 года:
Этап доречевого развития, во время которого происходит подготовка к овладению речью.
С момента рождения у ребенка уже имеются голосовые реакции - крик и плач. К 2-3 месяцам появляется гуление, экспериментирование с гласными звуками. К 5-6 месяцам происходит появление лепета. К 11-12 месяцам – первые слова. В это время активный процесс развития понимания речи.
От 1 года до 2 лет
В это период важным показателем является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи.
Дети в это период начинают строить однословные, а с 1,5 до 2 лет – и двухсловные предложения. Ребенок в это период легко повторяет часто слышимые слова.
Запас слов к 1,5 годам составляет до 40-50. К 2 годам появляются вопросы:
« Что это?», «Где?», «Куда?». Активный словарь к 2 годам у нормально развивающего ребенка насчитывает 250-300 слов.
От 2 до 3 лет
Словарный запас составляет 800-1000 слов. Развивается мышление, способность к общению.
Ребенок начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появляются предложения из трех слов. К 2,5 годам наблюдается появление многословных предложений. В это период могут сохраняться трудности в звукопроизношении (свистящие, шипящие, сонорные звуки).
К 3 годам появляются вопросы «Почему?», «Когда?».
От 3 до 4 лет
Словарный запас к 4 годам увеличивается до 2000 слов.
Ребенок много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.
Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется. В норме у детей этого возраста сохраняются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых. Наблюдается сокращения слов, перестановка звуков в слове, пропуски согласных звуков при их сочетании. Недостаточно четко произносятся свистящие и шипящие звуки, звуки Л и Р пропускаются.
От 4 до 5 лет
Словарный запас к 5 годам составляет 2500-3000 слов. Исчезают почти все возрастные неправильности произношения.
Недостаточно четко произносятся шипящие звуки, не все дети в этом возрасте умеют произносить звуки Л и Р.
Высказывания приобретают форму короткого рассказа. Дети начинают использовать в речи структуру сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Умеют составлять по картинке рассказ из нескольких предложений., правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа.
От 5 до 7 лет
Запас слов до 4000 и более. Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов.
Во фразах используются все основные части речи. Дети умеют составлять рассказ из 40-50 предложений с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего.
Какими видами нарушений речи наиболее часто приходиться встречаться детскому неврологу на приеме?
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в нарушении темпа и плавности речи. Чаще всего обращаются с задержкой речевого развития, нарушениями произношения и плавности речи, а так же с общим недоразвитием речи.
В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств, они подразделяются (касаемся только центральной нервной системы):
І. Речевые расстройства связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
· Афазия – распад всех компонентов речи в результате поражение речевых зон.
· Алалия - состемное недоразвитие речи в результате корковых речевых зон в доречевом периоде.
· Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
ІІ. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм, сурдомутизм).
ІІІ. Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, родовых травмах, при тяжелых заболеваниях внутренних органов и т.д.).
Что такое задержка речевого развития и на что родителям стоит обратить внимание, чтобы не упустить время?
Задержка речевого развития проявляется затруднением у ребенка речевых движений и их координации. В раннем возрасте обращает на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Позднее родители отмечают молчаливость ребенка, они характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Первые слова и фразы появляются поздно. Словарный запас беден, формируется медленно, искаженно. При малой речевой активности также страдает и общая познавательная деятельность ребенка. Развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечается замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам.
Теперь зная этапы развития речи (мы рассмотрели их в начале) и особенности развития ребенка, родители смогут оценить степень речевого развития своих детей и при необходимости обратиться за помощью к специалисту. Он в свою очередь установит причину нарушения и назначит соответствующую терапию.
Имеются ли особенности в развитии с нарушением звукопроизносительной системы, и кто может помочь этим детям?
Нарушение звукопроизносительной системы называется дизартирией. Поговорим сегодня о легких ее формах (стертых).
У детей с легкими проявлениями ранее речевое развитие незначительно замедленно. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам, но речь довольно долго остается разборчивой, неясной, понятной только родителям. К 3-4 годам звуковая сторона речи у этих дошкольников остается несформированной.
Имеются особенности и в поведении таких детей. В ранний период отмечается двигательное беспокойство, нарушение сна, частый беспричинный плач. Такие малыши быстро утомляются при сосании груди, им трудно удержать сосок. В результате они рано отказываются от материнской груди, часто обильно срыгивают. В дошкольный период родители отмечают, что дети отдают предпочтение кашам, бульонам, пюре, а не твердым продуктам.
Двигательная сфера: здесь также отмечаются особенности. Движения неловкие, скованные. Может встречаться небольшое ограничение в объеме движений верхних конечностей, нарушение мышечного тонуса.
У дошкольников наиболее ярко проявляется недостаточность общей моторики:
-при выполнении сложных движений; при действиях, требующих четкого управления движениями и точной работы различных мышечных групп.
-при пространственной организации движений. Пример: захват и удержание предметов; ходьба. Такие дети поздно начинают прыгать на двух ногах, неуклюже бегают и лазают на шведской стенке, долго не могут научиться ездить на велосепеде, кататься на коньках и лыжах.
Мелкая моторика
Существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой моторики и моторики артикуляционной.
У детей, имеющих дизартрию, отмечается и недостаточность мелкой моторики. Это проявляется:
-нарушением точности движений.
-снижением скорости выполнения действий и переключения с одной позы на другую.
-замедленное включение в движение.
-недостаточность координации.
-затруднение при выполнении пальцевых проб.
В школьном возрасте такие дети неохотно рисуют, лепят, неумело играют мозаикой.
Чаще всего одной логопедической помощи таким детям бывает недостаточно. Коррекция речевых нарушений обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов. При тщательном неврологическом обследовании детей с такими речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения невной системы. Поэтому для коррекции необходима помощь двух специалистов-невролога и логопеда.
Общие советы родителям
· Больше времени уделяйте общению с ребенком.
· Уже в раннем возрасте уделяйте внимание мелкой моторике ребенка (пальчиковые гимнастики, погремушки с колечками). В дошкольном возрасте нужно использовать лего, пазлы, мозаики и конструкторы, лепить из пластилина, рисовать - все это развивает мелкую моторику.
· Внимательно вслушивайтесь в речь малыша и повторяйте правильно те слова, которые он скажет.
· Не допускайте упрощенных слов («бибика», «ляля», и др.).
· Не употребляйте «сюсюкающие» детские слова, иначе ребенку будет с трудом даваться полноценная речь.